Государственные и муниципальные предприятия обязаны производить закупку расходных материалов на основании 44 ФЗ.
Разберем, что определяет этот закон, особенности проведения тендера на поставку комплектующих, примеры судебных решений.
Положения о закупке расходных материалов по 44 ФЗ
В соответствии с документом покупка комплектующих может производиться по двум схемам:
- без проведения тендера, у единственного поставщика;
- по итогам заранее объявленного конкурса.
Для первого случая закупка расходных материалов по 44 ФЗ может производиться при определенных условиях. Они устанавливаются, с учетом вступивших в 2021 году изменений, 56 пунктами, изложенных в 93 статье. Наиболее часто применяются следующие:
- Единоразовая стоимость лота не превышает 600 тысяч рублей. Общий годовой объем закупок (СГОЗ) при этом должен быть меньше 2 млн р. или 10% СГОЗ, составляющий не более 50 млн р. (1 часть 25 пункта).
- Если тендер не состоялся (1 с. 4 п.).
Покупая товар у единственного поставщика, заказчик действует по следующей схеме:
В случае невозможности применения 93 статьи, организация обязана опубликовать информацию о проведении тендера, аукционную документацию.
В этом случае закупка расходных материалов по 44 ФЗ производится по следующему алгоритму:
Но при приобретении комплектующих существуют некоторые нюансы. Рассмотрим их.
Особенности закупки расходных материалов по 44 ФЗ
33 статьей документа (1 п., 1 ч.) установлено, что в описании продукта указывать его товарный знак можно только совместно с уточнением «или эквивалент». То есть заказчик обязан описывать необходимые комплектующие таким образом, чтобы поставщики могли предложить варианты от двух и более производителей.
Иначе говоря, на основании закона, поставщик имеет право предложить не оригинальный расходник, произведенный тем же брендом, что и оборудование, а совместимый эквивалент.
Как правило, цена неоригинальных комплектующих значительно ниже, но использование таких расходников может привести:
- к отказу оборудования из-за нарушения технологических требований при производстве совместимых продуктов;
- меньшему, по сравнению с оригинальной деталью, времени использования;
- увеличению энергопотребления оборудованием.
Также невозможно проверить, являются ли поставленные комплектующие новыми, ранее не использовавшимися, или восстановленными и просто переупакованными.
Разберем, как законно, не нарушая положений закона приобрести оригинальные комплектующие.
В каких случаях можно не указывать в ТЗ фразу «или эквивалент»
Ответ также находится в первом пункте первой части 33 статьи, где указана допустимость требования оригинальных комплектующих, если:
- в документах на оборудование производителем оговаривается необходимость использования только оригинальных запчастей;
- техника стоит на гарантийном обслуживании.
Как правило, все бренды предупреждают об обязательном использовании расходников своего производства. В противном случае безотказное функционирование оборудования не гарантируется.
Какие пункты необходимо внести в ТЗ на закупку оригинальных расходных материалов по 44 ФЗ
При описании комплектующих, кроме технических и функциональных характеристик, обязательно надо:
- Обозначить компанию – производителя, модель расходника.
- Отметить, что требующаяся запчасть будет использоваться на оборудовании уже установленном у заказчика, с указанием названия бренда и модели.
- Написать, что поставка совместимых, но неоригинальных комплектующих невозможна.
- Сообщить, что в Руководстве по эксплуатации оборудования запрещено применять запчасти других производителей. Желательно приложить к ТЗ копию технической документации.
Если в тендерной документации нет обоснования отсутствию словосочетания «или эквивалент», то антимонопольный о́рган может усмотреть в этом нарушение 44 ФЗ (статья 33) и суд встанет на сторону ФАС.
Правоприменительная практика 33 статьи 44 ФЗ
В 2016 году в Свердловской области компания ООО «ЛАРГО» была признана победителем на аукционе по поставке картриджей для Министерства промышленности и науки Свердловской области. В рамках заключенного контракта была произведена поставка совместимых комплектующих.
Министерство расторгло договор в одностороннем порядке из-за несоответствия товара указанным в аукционной документации. Поставщик обратился в суд, посчитав действия заказчика неправомерными.
4.07.2017 в постановлении по делу А60-2335/2017 Арбитражный суд Свердловской обл. отклонил заявление ООО «Ларго», т. к. заказчик может отказаться от совместимых неоригинальных деталей, если:
- запчасти, расходники приобретаются в соответствии с Руководством по эксплуатации техники;
- аналогичный товар несовместим с техникой, которую использует заказчик.
Суду или ФАС достаточно выполнения любого из указанных пунктов, чтобы встать на сторону покупателя. Это подтверждают постановления управлений федеральной антимонопольной службы:
- ФКС17/203 по Тюменской обл. от 19.07.2017.
- 537-Т-16 по Липецкой обл. от 15.12.2016.
- 03/ПА по ХМАО-Югре от 15.11.2016.
Если заказчик не внес в тендерные документы ни один из двух пунктов, а также не включил в ТЗ фразу «или эквивалент», то суд может встать на позицию поставщика или антимонопольного о́ргана, что подтверждает постановление 05АП-6479/15, вынесенное 5 апелляционным арбитражным судом в августе 2015 года.
Также, согласно 05-02/176-14 (01.10.2014) постановлению антимонопольной службы Курганской обл., требование по поставке оригинальных комплектующих не приводит к снижению конкуренции, так как все поставщики могут приобрести их у бренда-изготовителя оборудования или посредников без специальных разрешений.
Использование оригинальных комплектующих продлевает период работы техники, уменьшает затраты на ее обслуживание.
Правильное составление тендерной документации позволяет, не нарушая положений 44 ФЗ, выполнять закупки оригинальных расходных материалов.
Перед организацией аукциона лучше всего обратиться к поставщикам, знающими, как надо составлять техническое задание, которое поможет, в случае конфликта с участниками тендера, убедить ФАС встать на сторону заказчика, проверят, чтобы в описании были указаны все необходимые пункты.